Учителю начальных классов

Мой девиз: « Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы.» Э.М.Ремарк

Математика

 

        Урок  математики.

                     2  класс.  2005г.

 Учитель

     Филатова Татьяна Алексеевна   

  г. Нефтеюганск

   Руководитель  методического       объединения

 Высшая категория

 Тема  урока.   Решение  составных  задач.

 Цели  урока.

 1.   Усвоение  умений  самостоятельно  в  комплексе  применять  знания,  т.е.  решать  составные  задачи  и  составлять  обратные,  осуществлять  перенос  этих  знаний и умений  в  новые  условия.

 2.   Воспитание  чувства  ответственности,  положительного  отношения  к  учебному  труду,  самостоятельности.  Воспитание  уважения  к  природе.

 3.  Развитие  вычислительных навыков, внимания,  мыслительных  операций: умения сопоставлять, сравнивать, рассуждать,  делать выводы.  Формировать умение  оценивать свои  действия.

 Оборудование.  Таблицы  с задачами,  карточки,  демонстрационный  материал,  эпиграф  урока.

 Тип  урока.  Комплексное  применение  знаний, умений,  навыков.

                    Ход  урока.

 

1.  Организационный   этап.

 

     На доске высказывание М.Монтессори:

У.     « Когда я слышу – я забываю,

            Когда я вижу- я запоминаю,

            Когда я делаю – я изучаю.»

Сегодня на уроке мы постараемся много сделать, чтобы много знать. Поможет в этом нам задача. Она сегодня – именинница.

 

2. Этап подготовки учащихся к предстоящей работе. Актуализация.

 

У.    Дети, у вас на столах карточки. Решите первый пример, назовите ответ.  Решите второй пример, назовите ответ.

 

( карточки с изображением ландыша и колокольчика – на карточках разные примеры, но ответы одинаковые    50 – 30         40 – 20

                                                                         65 – 50         45 – 30 )

 

                   20                                15

 

У.    а)    снимите информацию с чисел.

      -  назвать  предыдущее, последующее числа

     -   разрядный  состав

     -   однозначные, двузначные

     -   что общего, в чём отличие

     -   сравнить числа

     -   найти сумму, разность

    

         Б)  составить четвёрку примеров  ( один ученик у доски), остальные самостоятельно:

 

       20                 15               *

 

20 + 15 =             35 – 15=

15 + 20 =             35 – 20=    

 

-  прочитать составленные примеры различными способами

- наполним содержанием числовые данные

 

 

 

У.   Посмотрите , что изображено на ваших карточках. О чём можно составить задачи?.

 

Д.  Дети составляют простые задачи о ландыше и колокольчике.

 

У. Более подробно об этих растениях мы на уроке природоведения. Они заслуживают особого внимания и бережного отношения, потому что занесены в « Красную книгу».

 

    А теперь прочитайте, что записано на доске.

 

   Старичок-лесовичок оберегает 20 ландышей, а колокольчиков на 15 меньше.

 

У.  – что записано? Можно ли решить? Почему?

 

Д.       высказывают своё мнение.

 

       (  учитель вывешивает предлагаемые детьми вопросы)

 

·        Сколько колокольчиков оберегает старичок-лесовичок?

·        Сколько всего цветов оберегает старичок-лесовичок?

 

У.   – какой вопрос оставить, чтобы задача  была составной?

      -  какая краткая запись соответствует данной задаче?

 

20л.          * к.            на 15 к. меньше

20л.         * к..            на 15 к. больше

20л.         * к..           на 15 к. больше        * ц.

20л.        15 к.             * ц.

 

(  дети доказывают выбор краткой записи, один ученик решает у доски, остальные в тетрадях самостоятельно)

 

У.     – а теперь составим обратные задачи.

           ( три ученика решают обратные задачи у доски, остальные ученики в тетрадях)

 

У.   Мы  составили задачи по краткой записи. Оцените свою работу.

       ( оценивание по системе светофора :  зелёный- иду вперёд

                                                                       жёлтый- надо подождать

                                                                       красный – затрудняюсь)

 

( физпауза)

 

Спал  цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

 

3. Основной этап. Закрепление изученного материала.

 

А).       У.  А сейчас решим ещё одну задачу.

 

На лужайке резвились 20 бабочек, а стрекоз на 15 меньше. Сколько всего насекомых резвились на лужайке?

 

Внимание! Выбрать правильное решение к данной задаче. Объяснить, что находили каждым действием. Составить обратные.

 

20+15=35(с)

20+35=55(н)

 

20 – 5 = 15(с)

20+15=35(н)

 

20 – 15 = 5 (с)

20+ 5 = 25 (н)

 

Итог.

 

У.   Мы  составили задачу по решению.  Оцените себя.  Сделайте  вывод.

 

( Гимнастика для глаз.)

 

 

Б).  Индивидуальная, дифференцированная  работа  по  карточкам.

 

У.  У  каждого на парте карточка с изображением животного. Об этих животных мы прочитаем на классном часе. Я подобрала специальную литературу.

      На карточках задачи.

      Голубые карточки -  с подсказкой.

 

На ромашковое поле прилетело 12 бабочек, а божьих коровок на 8 больше. Сколько всего насекомых прилетело на ромашковое поле?

12б.       * к.  на 8 больше          * н.

 

       Зелёные карточки  - без подсказки.

 

На летний  карнавал  прилетело 12 бабочек, а стрекоз на 12 больше. Сколько всего насекомых прилетело на летний карнавал?

 

       Красная карточка – задача повышенной трудности.

 

Белочка на зиму заготовила 40 орешков и грибов. Из них орешков – 28.  На сколько больше орешков, чем грибов заготовила белочка на зиму?

 

 

        Решить самостоятельно и составить обратную задачу.

 

 

Проверка.   На листах того же цвета, что и карточки, - решение.

 

 

Синий лист:    12 + 8 = 20 ( к.)

                          12 + 20 = 32 ( н.)

 

Зелёный лист:  12 + 8 = 20 (с.)

                           12 + 20 = 32 ( н.)

 

Красный лист:  40 – 28 = 12 (г.)

                            28 – 12 = на 16 ( ор.) больше

 

 

4.  Подведение итогов урока.

 

         Оцените себя.

          Сделайте вывод о своей работе.

          Могли бы вы сегодня справиться без меня?

          Что надо сделать, чтобы работа была ещё успешней?

          Сколько задач вы успели решить?

 

          5-8 задач – зелёный цвет светофора

          3-4 задачи – жёлтый

         1-2 задачи -  красный 

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz