Урок математики.
2 класс. 2005г.
Учитель
Филатова Татьяна Алексеевна
г. Нефтеюганск
Руководитель методического объединения
Высшая категория
Тема урока. Решение составных задач.
Цели урока.
1. Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, т.е. решать составные задачи и составлять обратные, осуществлять перенос этих знаний и умений в новые условия.
2. Воспитание чувства ответственности, положительного отношения к учебному труду, самостоятельности. Воспитание уважения к природе.
3. Развитие вычислительных навыков, внимания, мыслительных операций: умения сопоставлять, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Формировать умение оценивать свои действия.
Оборудование. Таблицы с задачами, карточки, демонстрационный материал, эпиграф урока.
Тип урока. Комплексное применение знаний, умений, навыков.
Ход урока.
1. Организационный этап.
На доске высказывание М.Монтессори:
У. « Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу- я запоминаю,
Когда я делаю – я изучаю.»
Сегодня на уроке мы постараемся много сделать, чтобы много знать. Поможет в этом нам задача. Она сегодня – именинница.
2. Этап подготовки учащихся к предстоящей работе. Актуализация.
У. Дети, у вас на столах карточки. Решите первый пример, назовите ответ. Решите второй пример, назовите ответ.
( карточки с изображением ландыша и колокольчика – на карточках разные примеры, но ответы одинаковые 50 – 30 40 – 20
65 – 50 45 – 30 )
20 15
У. а) снимите информацию с чисел.
- назвать предыдущее, последующее числа
- разрядный состав
- однозначные, двузначные
- что общего, в чём отличие
- сравнить числа
- найти сумму, разность
Б) составить четвёрку примеров ( один ученик у доски), остальные самостоятельно:
20 15 *
20 + 15 = 35 – 15=
15 + 20 = 35 – 20=
- прочитать составленные примеры различными способами
- наполним содержанием числовые данные
У. Посмотрите , что изображено на ваших карточках. О чём можно составить задачи?.
Д. Дети составляют простые задачи о ландыше и колокольчике.
У. Более подробно об этих растениях мы на уроке природоведения. Они заслуживают особого внимания и бережного отношения, потому что занесены в « Красную книгу».
А теперь прочитайте, что записано на доске.
Старичок-лесовичок оберегает 20 ландышей, а колокольчиков на 15 меньше.
У. – что записано? Можно ли решить? Почему?
Д. высказывают своё мнение.
( учитель вывешивает предлагаемые детьми вопросы)
· Сколько колокольчиков оберегает старичок-лесовичок?
· Сколько всего цветов оберегает старичок-лесовичок?
У. – какой вопрос оставить, чтобы задача была составной?
- какая краткая запись соответствует данной задаче?
20л. * к. на 15 к. меньше
20л. * к.. на 15 к. больше
20л. * к.. на 15 к. больше * ц.
20л. 15 к. * ц.
( дети доказывают выбор краткой записи, один ученик решает у доски, остальные в тетрадях самостоятельно)
У. – а теперь составим обратные задачи.
( три ученика решают обратные задачи у доски, остальные ученики в тетрадях)
У. Мы составили задачи по краткой записи. Оцените свою работу.
( оценивание по системе светофора : зелёный- иду вперёд
жёлтый- надо подождать
красный – затрудняюсь)
( физпауза)
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
3. Основной этап. Закрепление изученного материала.
А). У. А сейчас решим ещё одну задачу.
На лужайке резвились 20 бабочек, а стрекоз на 15 меньше. Сколько всего насекомых резвились на лужайке?
Внимание! Выбрать правильное решение к данной задаче. Объяснить, что находили каждым действием. Составить обратные.
20+15=35(с)
20+35=55(н)
20 – 5 = 15(с)
20+15=35(н)
20 – 15 = 5 (с)
20+ 5 = 25 (н)
Итог.
У. Мы составили задачу по решению. Оцените себя. Сделайте вывод.
( Гимнастика для глаз.)
Б). Индивидуальная, дифференцированная работа по карточкам.
У. У каждого на парте карточка с изображением животного. Об этих животных мы прочитаем на классном часе. Я подобрала специальную литературу.
На карточках задачи.
Голубые карточки - с подсказкой.
На ромашковое поле прилетело 12 бабочек, а божьих коровок на 8 больше. Сколько всего насекомых прилетело на ромашковое поле?
12б. * к. на 8 больше * н.
Зелёные карточки - без подсказки.
На летний карнавал прилетело 12 бабочек, а стрекоз на 12 больше. Сколько всего насекомых прилетело на летний карнавал?
Красная карточка – задача повышенной трудности.
Белочка на зиму заготовила 40 орешков и грибов. Из них орешков – 28. На сколько больше орешков, чем грибов заготовила белочка на зиму?
Решить самостоятельно и составить обратную задачу.
Проверка. На листах того же цвета, что и карточки, - решение.
Синий лист: 12 + 8 = 20 ( к.)
12 + 20 = 32 ( н.)
Зелёный лист: 12 + 8 = 20 (с.)
12 + 20 = 32 ( н.)
Красный лист: 40 – 28 = 12 (г.)
28 – 12 = на 16 ( ор.) больше
4. Подведение итогов урока.
Оцените себя.
Сделайте вывод о своей работе.
Могли бы вы сегодня справиться без меня?
Что надо сделать, чтобы работа была ещё успешней?
Сколько задач вы успели решить?
5-8 задач – зелёный цвет светофора
3-4 задачи – жёлтый
1-2 задачи - красный