Учителю начальных классов

Мой девиз: « Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы.» Э.М.Ремарк

Воспитательная система классного руководителя

 
 

  Мне нужно  только одно,

 чтобы совместная деятельность

доставляла ребенку удовольствие,

была бы его потребностью.

С.Соловейчик

                                                   ссылка на презентацию

Введение

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач  воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства.

Совершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, ответ однозначен – «нет».

Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.

Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой    культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять  на себя ответственность за свою судьбу, города, Отечества.

В этих условиях школа не может переложить вину за сложившуюся ситуацию на родителей, порой формально решая проблемы нравственного воспитания. Необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества с  ними, менять содержание и формы взаимодействия с семьёй. Классный руководитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи.

Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи и школы, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, его личностного роста, становление его личности в школьные годы.

Приоритетным направлением классного руководителя является деятельность, направленная на обеспечение процесса личностного роста обучающихся.

На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Мои классы отличает то, что учащиеся самостоятельны, дисциплинированны, воспитаны, умеют  работать.

 

Исходя из цели  воспитательной системы МОУ «СОШ№3»:

создание оптимальных условий для саморазвития и самопознания каждого школьника с учётом его интересов и базовых потребностей на основе его индивидуальных способностей

  и  задач:

- создание воспитывающей среды, необходимой для формирования экологической культуры личности;

- формирование правосознания ученика, гражданской позиции;

- формирование нравственности, культуры личности и культуры здорового образа жизни;

- вовлечение в проектную деятельность, кружки, секции;

- организация сотрудничества и взаимодействия обучающихся, учителей и родителей.  

Создала  свою воспитательную систему «Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся  как средство формирования личности ребёнка», так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.

Классный руководитель , родители, обучающийся являются основными компонентами школы как  воспитательной системы.

Характер взаимоотношений между субъектами основан на доверии, взаимной ответственности, сотрудничестве.

(Приложение 1)

 

Цель воспитательной системы:

создание условий для развития младших школьников через организацию сотрудничества семьи и школы.

 

Задачи:

1.     Психолого-педагогическое изучение каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей  в процессе адаптации к школьному обучению.

2.      Создание детско-взрослой общности с целью социализации ученика.

3.     Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.

4.     Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города.

5.     Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование.

 

Приоритетными  в моей  воспитательной системе «Сотрудничество  классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования личности ребёнка» становятся  следующие принципы:

 

 Принцип комплексного подхода.

-работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, педагога-организатора.

-ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.

Принцип гуманизации  воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.

Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных,    социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране.         

Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Общность – первое условие воспитания детей. Что даёт?

- воспитывает мировоззрение

- способствует взрослению

- формирует отношение к культурным ценностям

- формирует культуру досуга

- способствует развитию способностей, новой культуры мышления

- даёт возможность проявляться инициативам.

 

Ведущими идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были  ученые – педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов.

         В своей работе руководствуюсь  «Десятью заповедями  воспитания».

( по В.А.Караковскому)(Приложение 2)

 

  • Главная цель воспитания – счастливый человек.

  • Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

  • Воспитание  без уважения – подавление.

  • Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

  • Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

  • Развивай в себе незаурядность.

  • Не будь занудой, не ной и не паникуй.

  • Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

  • Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

  • Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

 

           Ценности, наиболее значимые для меня, как классного руководителя:

добро,  семья, Родина, взаимоуважение. Основополагающим для меня, как классного руководителя, в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им Герцена, С.-Петербург)  

Основные положения моей воспитательной  системы:

o       Индивидуальный подход в воспитании и обучении

o       Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором

o       Системность в работе

Моя воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность  в решении  общих проблем воспитания и образования  учащихся. (Приложение 3)

Деятельность в классном коллективе может считаться системной, если выделяются  «ключевые» дела.

«Ключевыми» делами моего класса можем считать создание фотоархива класса «Это – мы», коллективных, классно-семейных, индивидуальных проектов,  регулярные походы в театр, подготовку к утренникам, в которых в равной степени принимают участие дети и родители. Под совместными проектами мы подразумеваем учебно – познавательную деятельность, результаты которой  должны быть осязаемыми,  т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая –результат, готовый к внедрению.

Классно- семейный проект  «Великая Отечественная война», предложенный  родителями на   Большом совете, создавался  с целью знакомства учащихся со страницами нашей истории, воспитания  чувства патриотизма  творческой группой семей, которые

1)     поставили цель,

2)     смоделировали   ожидаемый результат,

3)     спланировали совместную деятельность, 

4)     в течение  недели  организовали работу,

5)      каждая семья презентовала свой подпроект,  в ходе анализа результата совместного проекта приняли решение опубликовать материалы на сайте классного руководителя.

                            (Приложение 4)

 

Жизнеспособность моей системы заключается в возможности применения другими педагогами   в других условиях с возможными изменениями в концептуальной основе системы.

  В построении своей воспитательной системы могу выделить три этапа.

 

1 этап -  проектирование  детско – взрослой  общности

« Я теперь школьник» (2007год)

Цель. Обеспечение ребёнку психологического комфорта, признания  в коллективе через создание детско-взрослой общности  классного коллектива.

 Задачи:

1.     Изучение психолого-педагогических особенностей  ребенка, его семьи.

2.     Создание социального портрета ученика, его родителя.

3.     Реализация системы работы классного руководителя через  функции педагогического просвещения.

Воспитательная работа на этом этапе была направлена на обеспечение ребёнку психологической безопасности и комфорта, признания в коллективе сверстников и взрослых.    На основе психолого – педагогических наблюдений, анкетирования родителей, рекомендаций школьного психолога    создаем образовательное пространство  с целью адаптации  младшего  школьника.   ( Приложение 5,6)

         В ходе групповой работы на родительском собрании с целью изучения семьи  ребенка были выявлены ожидания родителей по взаимодействию семьи и школы. ( Приложение 7) Родители считают, что:

1)    ребенок будет находиться под присмотром классного руководителя;

2)    получит необходимый уровень знаний;

3)     ему помогут ребенку раскрыться, заметят, он будет успешным;

4)    школа научит ребенка предъявлять себя, и самое главное, – научит ответственности.

На основе анкетирования был создан обобщенный портрет современного родителя:

Родитель – сотрудник, партнер.

Родитель – оценщик (оценивает все, начиная от методики и заканчивая цветом стен в коридорах школы).

Родитель – избиратель ( находится постоянно в ситуации выбора: школы, учителя, программ,  вида деятельности и т.д.).

Родитель – проводник  идей в реализации успешности  ребенка.

Совместная  деятельность классного руководителя, родителей и детей по созданию комфортной атмосферы получила название «Я теперь школьник».

     На активизацию этой совместной работы направлена моя деятельность.

Принципы выстраивания отношений.

 

                            Классный руководитель

 

Ученик                                                               родитель

                            Взаимодействие

                            Взаимная  ответственность

                            Доверие

                            Сотрудничество

                            Сопереживание

                            Содружество

                            Сотворчество  

(Приложение 8)

          Первая составная часть такого взаимодействия – информационное педагогическое обеспечение родителей (воспитательная концепция школы, методика воспитания, задачи личностного развития ребёнка), т.е. реализация функции педагогического просвещения. (Приложение 9)

Вторая составная часть взаимодействия педагога с родителями -  педагогическое корректирование семейного воспитания (той стороны, которая касается отношения к ребёнку). Корректирование производится с позиции профессиональной необходимости, диктуемой ходом воспитательного процесса. Всё, что скажет классный руководитель относительно необходимых изменений, проистекать должно из целей воспитательных, из блага ребёнка как растущей и развивающейся личности. Коррекция семейного воспитания становится коррекцией личности родителей, но, разумеется, мера эта различна, а иногда  равна нулю.

         Как  утверждает С.Соловейчик, известный педагог: «Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми».

Сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы, классно-семейное проектирование становится реальностью. В слове «сотрудник» хороший корень: труд.  «Труд и должен быть основной формой воспитания. Сотрудничать – значит «разделять труд».

 

Единое воспитательное поле создаётся, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определённые ценностные отношения.  (Это я вижу на примере родителей своих учеников)

Третья составная часть взаимодействия педагога и родителей – практическая совместная работа детей, родителей, которую организует классный руководитель. (праздники, игры, концерты, соревнования, акции, проекты)

Главными достижениями этого этапа стали:

·        Принятие учащимися, родителями норм, традиций школы;

·        Создана атмосфера поддержки совместных  успехов детей и родителей;

·        Рост инициативы и активности родителей и учеников;

·        Принятие законов построения жизни классного коллектива.

(Приложение  10)

Результаты 1 этапа:

Совместные творческие  дела:

·       «Весёлые старты»,

·       «Посвящение в первоклассники»,

·       «Новый год»,

·       «Мама, папа, я – спортивная семья»,

·       «Прощание с первым классом»,

·       Экологическая акция «Зимняя кладовая».  

По результатам анкетирования  «Что тебе нравится в нашем классном коллективе» мы можем сделать вывод об уровне взаимоотношений   между детьми. А на вопрос «Какую помощь в классных делах ты готов оказать вместе с родителями?» отвечают: любую.

(Приложение 11,12)

 

2 этап  -  становление и функционирование детско – взрослой общности

  «Найди свой путь»  (2008 - 2010 год)

 

Цель:  создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся, их  способности к саморазвитию, самопознанию, самореализации через включение в различные виды деятельности.

( 2008-2009)

Задачи:

1.     Создание  Большого совета, координирующего  совместную деятельность по управлению воспитательным процессом.

2.     Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.

3.     Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города через  включение обучающихся в классно – семейные проекты.

 

В классном коллективе сложилась своя система управления воспитательным процессом, которая представлена на схеме:

 

 

 

 

 

(Приложение 13)

 

В рамках этого этапа была сформирована творческая группа (классный руководитель, родители, педагог-организатор, педагог-психолог), одной из целей которой явилось создание условий для выявления и самореализации творческих возможностей и потребностей детей. Это первые шаги в создании классно – семейных  проектов, участии в конкурсах, олимпиадах, обучении групповой и коллективной деятельности.  На основе психолого-педагогического изучения каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей  в процессе адаптации к школьному обучению  выявляю группу родителей, способных организовать  межличностное общение  родительской общественности и  реализовать идеи,  направленные на развитие личности. Они становятся не только инициаторами  добрых дел  детско – взрослой общности, но и  полноправными партнерами, проводниками  идей в реализации успешности  ребенка.

Заметными событиями этого этапа стали:

v    Творческие проекты  « Мы – жители Югры», «Москва – столица России».

v    Коллективный проект ко дню рождения города Нефтеюганска « Я, моя семья, мой город».

v    Участие во Всероссийском конкурсе на лучшее письмо.

v    Участие  в конкурсе «Фестиваль исследовательских работ. Портфолио ученика»

v    Участие в школьной акции «О, спорт, ты – мир!»

v    Участие в областном конкурсе фотографий  «Зелёная планета глазами детей».

Первый опыт участия в театральной постановке «Приключение лучика» получил своё дальнейшее развитие. Дети стали членами младшей группы экологического театра, приняли участие в областном конкурсе театральных постановок «Зелёная планета», были отмечены дипломами.

Участие в областном конкурсе фотографий  «Зелёная планета глазами детей» тоже отмечена дипломами.

Значительным событием в жизни  детско-взрослого сообщества  стало участие группы ребят  в городской конференции «Первые шаги в науку».   Работы обучающихся были отмечены дипломами   и опубликованы на  сайте классного руководителя.

Важным событием стало создание классно – семейного проекта «Великая Отечественная война». Материалы готовятся  к публикации на сайте. Большая часть класса приняла участие во Всероссийском конкурсе  на лучшее письмо, 6 из них прошли отборочный тур и были отправлены на конкурс. (Приложение 14)

 

3 этап -   стабильное функционирование   детско-взрослой общности « Мы вместе» (2011год)

Цель: Создание условий для овладения школьниками способов конструктивных социальных  взаимоотношений.

Задачи:

1.     Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование.

2.     Создание банка идей по социальному проектированию.

Родителями и обучающимися были предложены в банк данных следующие темы будущих социальных проектов:

  • «Мой дом, моя семья, мой город».

  • «Россия – моя Родина».

  • «Традиции моей школы».

  • «С любовью к природе…»

  • «Юный исследователь».

  • «Гарбология»

Реализации классно-семейных проектов способствуют такие формы работы:

O     Классное собрание

O     Конкурсы

O     Конференции

O     Викторины

O     Дискуссии

O     Праздники

O     Экскурсии

O     Игры-соревнования

O     Классные часы

Классные часы  чаще всего становятся основой для создания классно – семейных проектов:

§       классный час «Берёза – символ России» -  проект «Россия – моя Родина»;

§       классный час «Наш город вчера, сегодня, завтра» - проект «Я, моя семья, мой город»;

§       классный час «Покорители космоса» -  проект «День космонавтики»

§       классный час «Подвиг народа» - проект «Великая Отечественная война»

 

Мерилом эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:

- адекватная самооценка (социальный статус);

- общечеловеческие ценности;

- оценка отношений учитель-ученик;

- удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

- осознание детьми прожитых школьных лет как События.

(Приложение 15, 16, 17, 18,19)

 

         На мой взгляд, создание детско – взрослой общности способствует формированию гражданских качеств младшего школьника:

- углублению знаний учащихся о Родине, своем крае, месте рождения;

- более содержательному знакомству с историей своей семьи;

- воспитанию гражданского самосознания;

- пониманию обучающимися их личной ответственности за будущее страны.

У ребенка есть возможность выбирать и действовать, обосновывая свой выбор, зная свои права и обязанности. Я могу назвать своих детей и родителей – люди с активной жизненной позицией.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz