Учителю начальных классов

Мой девиз: « Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы.» Э.М.Ремарк

Методическая тема

 
Работа  над  словосочетанием и предложением как средство развития письменной речи учащихся младших классов.

 Известно, что человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, с усвоения правила построения единиц языка – словосочетаний и предложений, с употребления в речи этих синтаксических единиц.

По словам академика В.В.Виноградова, в речи нет ничего, кроме единиц языка, правил их соединения и интонации.

         Что же такое синтаксический строй речи ?

         Синтаксический строй речи – интегральное качество речи, в котором проявляется уровень общей образованности и культуры личности ,её  своеобразия, способности овладеть знаниями и умениями, воплощать полученные знания в своём мировоззрении и деятельности. Такое понимание синтаксического строя речи обеспечивает выбор методических приемов, средств изучения синтаксиса в начальной школе, которые решают вопросы развивающего обучения применительно к каждому ученику.

         По словам известного психолога Н.И.Жинкина, письменная речь – это сложная аналитико – синтетическая  деятельность, в которой действуют следующие механизмы:

- механизм отбора слов,

- механизм упреждающего синтеза,

- механизм контроля текста.

         Признавая  единство двух форм речи – устной и письменной, следует помнить, что « ни словарь, ни синтаксис  устной и письменной речи не совпадают и  что всякое сближение письменной речи  с структурой устной невозможно», поскольку радикальное отличие письменной речи состоит в том, что она протекает по правилам развернутой грамматики.

                  Так, при знакомстве с предложением, при составлении  словосочетаний и предложений ( 1 класс ), при написании изложений и сочинений ( 2-4 классы )  важен отбор слов с учетом их сочетательных свойств, составление  словосочетаний, включение их в состав предложений, отбор вариантов предложений, использование синтаксических синонимов.

          Воспитание навыка употребления слов в учетом его сочетаемости может осуществляться  при проведении разнообразных упражнений в составлении словосочетаний и предложений.

         Словосочетание – это мысль в процессе становления: обучать детей словосочетаниям -  значит работать над элементами мысли.

         Из комплекса  отношений, выражаемых словосочетаниями, состоит законченная мысль – предложение.

         Вот почему изучение групп словосочетаний в структуре предложения будет способствовать речевому развитию младших школьников, предупреждению и исправлению речевых недочетов, увеличению размеров предложения в их речи.

         Предложение – основная единица общения между всеми членами общества; это грамматически оформленная по законам данного языка целостная  единица языка, речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

                  Начиная с 1 класса, на уроках письма, а в дальнейшем на уроках русского языка, я большое внимание уделяю работе по развитию письменной речи через составление  словосочетаний и предложений. Предлагаю несколько приемов работы над словосочетаниями и предложениями. Считаю, что такая работа направлена на обогащение  и  пополнение  словарного запаса. При такой работе  дети уделяют много внимания смысловой стороне слова, видят связь между словами  и , как важно для точного выражения мысли, находить наиболее подходящее по смыслу слово. Эта работа нацелена на обогащение и развитие письменной речи,  на последовательное развитие словаря, умение оперативно мыслить. По мере овладения навыком составления  словосочетаний и предложений, эти задания начинают выполнять функцию вспомогательных упражнений на этапе подготовки к написанию сочинений.

 1 класс.

 1. Упражнения в определении количества предложений в тексте. ( устно )

 

                   У нашей кошки котята. Котята пищали. Мы дали им молока . Котята поели и уснули. Мы назвали котят Пушок и Мурзик.

 2.  Составление предложений. (предложение состоит из слов )

                 а)  составить предложение по схеме из 2,3 слов

         б)  составить схему по предложению:

                   Листья опали.

         в)  составить  предложение

                   - о листочке
                   - о снежинке

 3. Указать первое и последнее предложение. Найти предложение, в котором говорится о дожде. ( предварительное знакомство с подлежащим )

                    Лето прошло.

                   Дует ветер.

                   Листья опали.

                   Идет дождь.

                   Наступила осень.

                   Птицы улетают.

 4. Записать предложения схемами. Такая работа проводится при изучении буквы Н, при знакомстве с предлогом НА.

                    Заяц сидел на пеньке.

                   На поляну вышел волк.

                   Заяц прыгнул на волка.

                   Волк упал на бок.

                   Заяц успел ускакать.

 5.   Сокращение предложения до основы.

          Учитель нам читает книгу о тигренке.

                                      О ком книга?

         Учитель нам читает книгу.

                                      Читает что?

         Учитель нам читает.

                                      Читает кому?

         Учитель читает.

 6.  Запись предложений с письменного или печатного текста.( с рисунком, если буквы еще не изучены)

          Клоун стоит на _____ ( арене ).

         Ослик уснул на ______( травке ).

 Если в словах присутствует орфограмма, дети могут заменить слово рисунком.

          В (_ведре)  плавала ( рыбка).

         (Собачка ) сидела в (траве) и плакала.

 7.  Распространение предложения.

                        Стоит   беседка.

Около чего?                                Какая?

          Около реки стоит деревянная беседка.

                                     Какой?  Быстрой

 8.      Анализ предложения. Постановка логического ударения. Выделение слов. Выделение основы.

 Ёжик проводит долгую зиму в теплом гнездышке под снегом.

 9.      Работа над предложением с интонационной окраской.

         ( подбираются  стихотворные строки )

 10.    Записать предложение. Определить количество слов, слогов, букв.         Обозначить символами. Определить основу.

                    Птичка    сидела       на    веточке.

  11.    Устное составление предложений, выражая  чувства радости, печали, тревоги,  прощаясь, здороваясь.

 12.    Составление  предложений, используя слова:

                  

                   Однажды

                   Вдруг

                   Неожиданно   

                   Внезапно

          В дальнейшем эти предложения помогут составлять мини-сочинения по началу.

 13.   Составление предложений с использованием фразеологических оборотов ( после объяснения смысла ).

 14.   Составление предложений  от имени сказочных героев.

                             От имени Мойдодыра
                            от имени  Дюймовочки

                            От имени Чебурашки

 15.  Подбор подлежащего  к  сказуемому. Составление и распространение  предложений.

                    Ползет

                   Скачет

                   Прыгает

                   Летает

                   Порхает

 

16.  Составление предложения  по предметной картинке.

 17.    Составление предложения по схеме:

          - выбор детьми подлежащего ( называют по цепочке )

         - подбор сказуемого ( с помощью вопросов  к подлежащему

        -  составление словосочетаний от главных членов

         - краткая запись по начальным буквам

         - запись предложения

         - выполнение иллюстрации к предложению

 18.   а). Наугад выбрать по 2 слова из каждого столбика и составить предложение.

         Б).* Используя все слова, составить рассказ ( слова могут быть как главными . так и второстепенными членами предложения ).

                   Сон                              рука

                   Рюкзак                       дед

                   Пень                            кукла

                   Самолет                     кот

                   Баба                                      сюрприз

 19.   Дополнить предложение.  Выбрать соответствующее твоему настроению начало.

          Если мне грустно,  то….

         Если  мне мешают, то….

         Если мне трудно, то….

         Если я болен, то…..   

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz